Как запустить праздник и держать внимание детей

Каждый раз создавая праздник, мы создаем мир, куда попадут дети. Придумываем рельеф местности: гору, на которую придется взбираться, реку, которую нужно будет переплыть, пропасть, которую придется преодолеть, сад, где можно попробовать чудесные плоды. Потом населяем этот мир разными существами: одни будут просить о помощи, другие – вредничать и давать поручения, третьи – нападать, а четвертые – помогать. В самом конце, чтобы мир ожил, пришел в движение, мы задаем проблему. Это, пожалуй, единственное отличие праздника от спонтанной детской игры – в нем дети двигаются к финалу, выполняют миссию (куда-то дойти, что-то собрать, кому-то помочь или просто всех спасти).

Создать мир в голове ведущего недостаточно, важно дать детям возможность следить за продвижением и в некоторой степени предвидеть будущее. Конечно, и сюрпризам на празднике всегда есть место, но только после того, как дети поймут базовую структуру сценария.

Вот несколько способов познакомить детей со структурой и позволить следить за прогрессом:

Карта мира. На карте дети видят все основные места, где им нужно побывать. Иногда (например, для путешествия по железной дороге) порядок посещения этих мест жестко задан. В других случаях дети могут сами выбирать с чего начать путешествие, а куда пойти позже. Реальному миру карта чаще всего не соответствует, поэтому сориентировать детей куда они попали поможет живущий там персонаж или вывеска. Карта – любимый артефакт у детей, так что вкладываем ее почти в каждый праздник, часто комбинируя с другими способами.

Список. Он пригодится, если детям нужно сварить зелье по рецепту, собрать команду супергероев, посетить всех жителей волшебного города. Удобно делать список с чекбоксами, чтобы ставить галочки рядом с выполненными пунктами. Список нужен, даже если в нем набирается всего три-четыре пункта.

Инструкция. Этот особый вариант списка лучше всего составлять вместе с детьми на празднике (особенно если кажется, что дети потерялись в происходящем). Обговорите что вам нужно сделать сначала, что потом и запишите/зарисуйте все действия. Если порядок действий имеет значение – нумеруйте пункты. А как что-то выполнено – вычеркивайте.

Чертеж. Если главная задача праздника собрать механизм или починить волшебную машину, дети должны получить документ, из которого понятно, какие составляющие нужно найти/собрать/подготовить. Уже собранные детали потребуется как-то отмечать на чертеже. Например, в праздниках “Изобретатели” и “Лес: режим выживания” показателем прогресса являются цветные наклейки с элементами, которые дети приклеивают на черно-белую схему.

Счетчик. В некоторых случаях нужно просто найти десять любых камней для амулета или собрать дюжину цыплят. Тут пригодится счетчик. Он может быть абстрактным – лента с рядом окружностей (по числу элементов), которые можно будет отрывать/закрашивать после каждой новой находки. Или же более конкретным (особенно это важно для малышей). Так для сборщиков цыплят на ленте могут быть изображены именно цыплята. А амулет лучше и вовсе смастерить из картона, снабдив определенным числом отверстий под камни.

Расписание. В праздниках, построенных по принципу школы, всегда есть расписание уроков. Может оно быть и в другом сценарии, например в “Пещере гномов” дети получают план работ на неделю. Для малышей в расписании слова дублируются пиктограммами-картинками. Прошедшие дела можно вычеркивать или как-то иначе показывать текущий момент.

Вручить детям карту или план недостаточно, нужно постоянно возвращаться к ней, сверяться, проговаривать, что уже произошло и что будет теперь, сколько задач выполнено и сколько еще осталось. Со временем дети и сами этому научатся и проводить такой праздник станет очень просто, вам даже покажется, что не вы его проводите, а все идет само собой.