Детский тематический праздник: первый шаг

Мы уже рассказывали как запустить праздник и удержать внимание детей с помощью карт мира, расписаний, чертежей и рецептов, позволяющих участникам предвидеть ход событий и понимать структуру праздника. Сегодня поделимся новой порцией идей как начать праздник, обеспечить переход из нашего мира в воображаемый сказочный мир сценария.

Главная задача ведущего состоит в том, чтобы привести детей в этот воображаемый мир, а еще лучше – подключить к процессу его построения. Как это сделать?

Способ 1. Рассказать сказку. Если праздник основан на книжке – полистайте ее вместе с детьми и перескажите своими словами. Небольшой текст можно прочитать, но только убедившись, что дети хорошо слушают. Если начинают отвлекаться – задавайте вопросы, восстанавливайте сюжет с помощью ответов детей. Чем больше вы задаете вопросов, тем лучше. Если сценарий основан на фильме/мультфильме – можно сделать подборку кадров и вспомнить по ним кто эти герои, что они делают, где живут. В других случаях просто сочините небольшую вводную историю и расскажите ее эмоционально своими словами. Тут важный момент – обычно мы не рекомендуем прописывать заранее слова ведущего (и тем более детей), но вот вступление стоит записать и выучить, особенно если вы чувствуете себя неуверенно.

Способ 2. Показать спектакль. Проще всего организовать кукольный спектакль. Куклы – картонные фигурки, они потом пригодятся по ходу праздника. Без декораций можно обойтись или использовать предметы, оказавшиеся под рукой (синий шарф будет рекой, перевернутая миска – горой, а коробка от конфет – замком). Все действие длится 5-7 минут. Если в празднике участвует несколько взрослых готовых импровизировать и веселиться – разыграйте драматический спектакль. Важно, что в конце спектакля актеры (как люди, так и картонные фигурки в руках ведущего) выходят к зрителям и дают им поручение или приглашают пойти за собой. То есть спектакль не заканчивается, а продолжается уже в формате праздника с участием детей. Так в нашем празднике “Принцессы, рыцари и дракон” спектакль завершается похищением принцессы и просьбой короля спасти ее, чем весь праздник и занимаются дети.

Способ 3. Написать письмо. Если дети уверенно читают, историю можно рассказать письменно. Письмо пишется от лица конкретного персонажа, возможно знакомого детям по книге/фильму. В нем содержится и история – может быть не слишком литературная, но цепляющая и побуждающая действовать, и инструкции дальнейших действий. Ведущий на таком празднике может вообще не появиться (подробнее на эту тему читайте в нашей статье о праздниках для подростков).

Способ 4. Смастерить артефакт. Внутри праздника мы используем только простые поделки, которые получаются за одну-две минуты. Но вот начинать праздник можно с задачи посложнее, чтобы дети сосредоточились на процессе, настроились. Артефакт – это тот предмет, который перенесет детей в волшебную страну. Можно нанизать браслет из бусин, расписать магическими рунами кулон, изготовить меч из картона или крылья для превращения в птицу. Можно приготовить волшебный напиток или бутерброд, который поможет уменьшиться и попасть в страну насекомых. Дети могут мастерить каждый свой артефакт или сообща конструировать, к примеру, машину времени. Артефакт – это не обязательно волшебная вещь, в празднике “Изобретатели” дети методом чеканки создают электронные ключи для входа в НИИ Робототехники.

Способ 5. Организовать поход. Если праздник проходит на природе, отправляйтесь в путешествие (можно идти и кругами, но не слишком явными). Десять-пятнадцать минут совместной прогулки в бодром темпе, особенно по диким местам, где за каждым деревом и камнем угадывается посланник волшебного мира, а ведущий рассказывает всякие удивительны истории о будущих приключениях, собирают, соединяют группу и настраивают на праздник.

Способ 6. Сесть на волшебный транспорт. О таком транспорте мы уже рассказывали. Важный момент – сначала дети просто едут на транспорте, осваиваются. И только спустя несколько минут начинаются приключения.

Все перечисленные выше способы занимают не менее 10 минут праздника. Это время нужно, чтобы дети сосредоточились на теме, включились в процесс. Есть и быстрые способы, построенные на удивлении, чуде. Их хорошо предлагать детям, привыкшим к праздникам, много времени проводящим в сюжетно-ролевых играх. На неподготовленной аудитории такие способы не всегда работают, но можно использовать их в комбинации с медленными.

Способ 7. Найти волшебную дверь. Как именно выглядит вход в волшебный мир определятся темой. В нашем празднике “Фея дальнего леса” дети проходят сквозь изображение сказочной страны (предварительно разрезав лист карты хитрым образом чтобы получилось бумажное кольцо). В празднике “Пещера гномов” особенность перехода создается прогулкой в темноте, ведущий несет свечу. Можно сделать физическую преграду – узкий туннель из выставленных в ряд и закрытых покрывалом табуреток. Или символическую черту, за которой начинается другая страна.

Способ 8. Обнаружить необычный предмет. Представьте, что дети рисуют за столом, не подозревая о тематическом празднике. И вдруг среди листов бумаги обнаруживается карта сокровищ. Или звонок дверь, все бегут встречать очередного гостя – а там никого нет, только лежит на пороге старинная шкатулка. Важно, чтобы дети сами начали осмысливать находку, строить гипотезы откуда она взялась, фантазировать. Когда этот процесс запущен, появляется ведущий с объяснением и приглашением отправиться на поиски клада или перенестись на машине времени к динозаврам.

Способ 9. Пригласить гостя из другого мира. Если у вас есть харизматичный ведущий, он может появиться среди детей в образе какого-то связанного с темой персонажа и вовлечь их в игру. Тут важный секрет – не зазывать детей, а просто играть, проживать свою роль.

Способ 10. Заколдовать участников. Превращение может быть добровольным. Например, в “Стране кошек” дети проходят через тунель и превращаются в котят, поскольку люди в эту страну попасть не могут. А может и какой-то недобрый персонаж заколдовать детей (например, подбросить коробку с заколдованными конфетами)  – весь праздник дети будут искать, как бы вернуть свой облик или вернуться домой. Если участники привыкли играть, для превращения достаточно будет просто им сказать, что оно произошло – а дальше дети сами все изобразят.