Восемь базовых квестов для дошкольников

В магазине Праздник в коробке продается больше дюжины поисковых квестов для школьников. Однако все чаще мы получаем запросы на квесты для детей 3-5 лет. У нас таких квестов всего три, для увлекшегося поисками ребенка надолго не хватит. Все же не обязательно дожидаться, пока ребенок научится читать, о некоторых простых способах устроить квест своими силами мы сегодня расскажем.

Важно. В дошкольном возрасте квест по поиску подарка рекомендуем проводить для одного ребенка, подстраиваясь под его темп и понимание процесса. Если вы ждете в гости несколько дошкольников – для них лучше устроить тематический праздник-игру. В многодетных семьях можно каждому ребенку сделать свой квест, чтобы на последнем этапе участники объединили собранную информацию и сообща добыли приз.

Осваивая каждый новый способ квеста, уделите особое внимание первому поиску. С трехлеткой можно отправить кого-то из взрослых (желательно не участвовавшего в подготовке и не знающего, где спрятан приз), чтобы он показывал пример. Если квест прошел удачно – повторите его через некоторое время еще раз и еще, добавляя сложности. Квесты можно использовать для поиска подарка на день рождения, но не ждать же нового квеста целый год, да и повод для такой игры искать не обязательно. Можно рассматривать квесты как развивающие занятия (а они, безусловно, ими и являются) и приз брать символический, например, дольку яблока или наклейку.

Поиск по маркерам. Маркерами могут служить стрелки мелом на асфальте, завязанные на ветках деревьев ленточки, разложенные на полу пуговицы, конфетти или детали лего, налепленные на стены бумажки-стикеры (бывают в форме стрелок), указывающие лапой направление игрушки, воздушные шарики и многое другое. Все что вам нужно – пометить путь до приза однотипными маркерами. Чем ребенок младше, тем ближе друг к другу должны располагаться маркеры. В начале квеста укажите ребенку на первый маркер и вместе отыщите еще один такой же. Затем попросите ребенка найти следующий маркер. Чтобы маленький ребенок не запутался в направлении, пройденные маркеры лучше снимать. Место с призом можно пометить множеством маркеров, чтобы было понятно, что это конец пути.

Квест с загадками. Придумайте 5-7 загадок про разные места в квартире. Для начала используйте простые описания: “место, где обычно показывают сны”, “место, где можно плескаться и плавать”. Ребенок отгадывает загадки, бежит к соответствующему месту, осматривает его (подходящих мест может быть в квартире несколько, тогда нужно проверить все) и находит часть приза. Что такое “часть приза”? Если вы планируете подарить новые карандаши или человечка из лего – в каждом тайнике может храниться один карандаш/одна деталь. Чтобы сделать призы заметнее – запакуйте их в одинаковую оберточную бумагу. Попрактиковавшись с простыми загадками, попробуйте их менять, усложнять. Например, наш квест Дачные шарады прост по структуре, но его сложность определяется сложностью используемых загадок.

Квест по запискам. Пожалуй, самый известный вид квеста. Задания похожи на предыдущие, только в первом тайнике ребенка ждет новая загадка. Отгадав ее, он находит следующий тайник, а там опять загадка. Последняя загадка приводит к призу. Чтобы ребенок мог искать самостоятельно – загадывайте тайники рисунками (что мы и сделали в Квест-картинках). Когда ребенок начнет учиться читать, обязательно вернитесь к этому квесту, заполняя записки сначала просто названиями тайников, а потом и короткими загадками про них.

Карта сокровищ. Нарисуйте план квартиры (для начала можно ограничиться одной комнатой), расскажите ребенку, какой квадратик что обозначает на плане. Поиграйте, рисуя точки на карте и предлагая ребенку разместить на этом месте в комнате игрушку (потом можно поменяться ролями). Как только ребенок освоится с планом – устройте квест. Крестиком на карте пометьте место, где спрятан приз, или сразу несколько мест, в каждом из которых будет лежать часть приза. Когда такая задача станет слишком простой – расширьте территорию до квартиры или детской площадки. А еще можно объединить эту идею с предыдущей – тогда в тайнике ребенок найдет новую карту сокровищ с указанием на следующий тайник. План местности лучше сразу отсканировать, вам он понадобиться не один раз.

Квест по признаку. Этот вариант квеста по запискам так хорош, что захотелось рассказать о нем особо. Самый простой признак – цвет. На старте ребенок получает, например, красную карточку, ищет по дому предмет красного цвета (скорее всего их несколько, тогда придется осмотреть все) и под красным тазиком находит зеленую карточку. Осмотрев зеленые предметы, ребенок находит под зеленой курткой синюю карточку и так далее, пока последняя карточка не приведет к тайнику с призом. Проводить этот квест можно как только ребенок начнет различать цвета. В упрощенном варианте цветные предметы можно просто разложить на столе. Цвет не единственный признак – как только ребенок научится выделать первую букву в слове – можно искать тайник на заданную букву. Признаком может быть узор/орнамент предмета, материал, из которого он изготовлен, и т.п.

Прятки-подсказки. Наверное, самый первый квест, который можно попробовать устроить в полтора-два года – прятки предметов. Маленькие призы или части приза нужно обернуть одинаковой бумагой и разложить по квартире так, чтобы хотя бы часть каждого свертка была заметна (раскладывайте на уровне глаз ребенка). Задача ребенка – искать свертки, бегая по квартире. Продвинутый вариант квеста - прятать не призы, а части подсказок. Так, в нашем квесте Ученые улитки на домиках улиток написаны ассоциации, указывающие на тайник с призом. Есть вариант комплекта улиток для читающих детей со словесными загадками.

Сенсорный квест. Попробуйте заменить в квесте интеллектуальные головоломки разными сенсорными испытаниями. За основу можно взять квест по запискам, квест с загадками или даже прятки-подсказки, но сосредоточиться на особых тайниках для них. Призы (или записки-подсказки) можно замораживать во льду, закапывать в песок/манку, погружать в жвачку для рук, заматывать в клубок ниток. У нас в магазине есть сценарий праздника Спасение принцессы, построенный на сенсорном поиске ключей от башни-темницы. Но и без тематической составляющей квест впечатлит ребенка.

Кодовый замок. Обязательно купите ребенку качественный кодовый замок. Устраивать квесты с ним проще простого – запираете приз на замок в рюкзаке или чемодане и даете ребенку подсказки, позволяющие узнать код (впрочем, подсказки можно не давать, а спрятать каким-нибудь другим квестовым способом). Способов загадать код множество, здесь остановимся только на самых простых, ориентированных на детей, не умеющих читать. Вряд ли они знакомы с трехзначными числами, так что цифры кода будем загадывать по отдельности. Самый простой вариант – считать количество определенных предметов (нарисованных или лежащих на столе) и соотносить его с цифрой кода замка. Можно привлечь любые задания из развивающих книжек, которые ребенок уж встречал, добавив в них цифры (например, в лабиринте отгадкой будет цифра, расположенная на верном пути). Можно задавать вопросы, ответом на которые будут цифры. В квесте Цифровой замок мы предлагаем сначала сложить секретные записки и понять, какая цифра на них нарисована, а потом вписать их в блоксхему и провести простые арифметические действия для получения кода.

В заключение хочется еще раз сказать, что делать квесты очень просто и времени на подготовку у вас уйдет не больше, чем на прочтение этой статьи. Не стоит бояться, что ребенок привыкнет к квестам без повода и на день рождения не получится устроить праздник. Дошкольники любят повторять понравившиеся дела, а “праздничность” мероприятию добавят оформление и значимый приз. Квест – отличный способ повторения-закрепления всего, что ребенок недавно узнал, поэтому придуманные вами квесты всегда будут самыми лучшими для вашего ребенка. Все перечисленные идеи можно объединять, получая более сложные версии квестов. И всегда можно выдумать что-то новое, чего еще не было (мы поиском идей занимаемся постоянно и постараемся вам помочь).